Закон о госконтрактах нуждается в исправлении
На федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу 1 января 2014 года, возлагаются большие надежды. И теоретически он эти надежды может оправдать, если будут учтены объективные мнения экспертов. В частности - представителей строительного сообщества, которые предлагали еще в 94-м законе о госзакупках (он предшествовал 44-ФЗ) создать специальный раздел о строительной отрасли. Трудно не согласиться с мнением, что есть большая разница между закупкой, скажем, офисных стульев и строительством моста или жилого дома, где во главу угла должна ставиться безопасность людей.
Однако в Минэкономразвития РФ выступают за универсальный подход, полагая, что неважно что покупать: стулья, компьютеры, вооружение или строительные работы. Вероятно, именно поэтому «строительный раздел» в 44-ФЗ отсутствует.
Фальшивые гарантии банков
Как заявил OK-inform вице-президент «Союзпетростроя» Лев Каплан, новый закон, несмотря на определенные недостатки, открывает компаниям малого и среднего бизнеса более широкие возможности получения заказов: «В частности, он устанавливает требование о привлечении к выполнению работ объемом до 20 млн рублей подрядчиков исключительно из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Также в нем прописано право заказчика при осуществлении закупок свыше 50 млн рублей устанавливать в извещениях об осуществлении закупки требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого и среднего предпринимательства, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства». Если нормы данного закона будут строго соблюдаться, возможностей для получения работы у компаний малого и среднего бизнеса станет больше, надеется г-н Каплан.
По 44-ФЗ доля малого и среднего бизнеса должна составлять не менее 15% совокупного годового объема закупок. Но участвовать в тендерах могут только компании, предоставившие банковскую гарантию - не меньше 5% и не больше 30% от оборотных средств.
По 44-ФЗ доля малого и среднего бизнеса должна составлять не менее 15% совокупного годового объема закупок. Но участвовать в тендерах могут только компании, предоставившие банковскую гарантию - не меньше 5% и не больше 30% от оборотных средств. Для малого бизнеса эта задача подчас невыполнима. Примечательно, что нередко банковские гарантии не оформляются должным образом, а если говорить проще - это фальшивки.
Реестр банков, которые могут выдавать такие гарантии, не сформирован, когда он появится - непонятно. Неясно также, что делать, если потенциальный подрядчик принес банковскую гарантию, а у этого банка уже отозвали лицензию. В последнее время это особенно актуально.
Необоснованный демпинг
Строители недовольны прописанной в 44-ФЗ формой закупки через электронный аукцион. Сегодня по-прежнему возможен демпинг и необоснованное снижение цены госконтракта, а также иные нарушения в отсутствие квалификации и опыта работы некоторых участников таких аукционов. Закон допускает демпинг до 25%, но строители говорят, что можно было бы ограничиться и 10-15%. Превышение этих показателей, по их мнению, должно подтверждаться четкими и прозрачными расчетами со стороны подрядчика, то есть обоснованием его добросовестности.
В свое время председатель комитета по строительству Санкт-Петербурга Михаил Демиденко заметил, что невозможно понять снижение цены контракта на 25%, если проектные сметы предусматривают максимум 13,5%. «Все остальное - за пределами здравого смысла, - заявил Михаил Демиденко. - А если закон оказывается за пределами здравого смысла, это не значит, что надо менять здравый смысл».
В стороне от общественного контроля
Чиновники уповают на единую информационную систему 44-ФЗ, где теоретически заложено много полезных опций. Система, кроме обязательных данных о закупках, должна содержать также сведения о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), документы по планированию закупок и по реализации планов закупок, типовые условия контрактов, результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.
Инициатива здравая, говорят эксперты, но порядка в этой системе пока нет. По факту можно увидеть, в частности, множество программных разработок на всех уровнях: федеральном, региональном и даже муниципальном. И программы эти между собой никак не увязаны, то есть работают каждая индивидуально.
Документы для планирования закупок в строительстве тоже отсутствуют. Нет и типовых контрактов, хотя строительное сообщество твердит об этом постоянно.
Существуют большие проблемы при определении ценовых показателей в рамках закупок, а цена, как известно, - базовый элемент для создания проектно-сметной документации (ПСД).
Практика же такова, что зачастую подрядчик, получая ПСД, вынужден ее дорабатывать за свой счет - в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств (это прекрасно показал опыт строительства объектов в олимпийском Сочи).
Функция общественного контроля, предусмотренная для закупок на сумму более чем 1 млрд рублей, на практике не действует. Представителей строительного бизнес-сообщества, СРО, по-прежнему не включают в состав конкурсных комиссий. А кто как не они лучше знают участников строительного рынка, их квалификацию, финансовое состояние, возможности и репутацию?
Безусловно, в 44-ФЗ имеется много важных экономических новаций, в том числе в строительной сфере, считает советник председателя Федерального межотраслевого совета «Деловой России» Михаил Викторов: «Но этот документ, к сожалению, не учел критику 94-ФЗ и унаследовал почти все его негативные моменты. Поэтому сейчас бизнес-сообществу важно нарабатывать практику - с тем чтобы уже, вероятно, в 2015 году внести необходимые поправки в законодательство».
- Утвержден четырехлетний план по борьбе с российской коррупцией
- Лев Каплан раскритиковал Общественный совет при Комитете по строительству
- Правительству Коми удалось продавить закон о повышении тарифов на воду и тепло для организаций
- Дмитрий Ялов: Мы открыли фронт-офис для малого и среднего бизнеса Ленобласти
- В петербургских магазинах обнаружили пломбир с кишечной палочкой