Петербургские пирамиды, или Велодорожки без мигрантов
Журналисты электронной газеты «Общественный контроль» решили, что никакой контроль, каким бы общественным он ни был, невозможен без понимания реальных нужд и чаяний, надежд и страхов петербуржцев. Так родился проект «Человек города», призванный ответить нам на вопрос о нас самих же: «Чего же мы все-таки хотим?»
Каждому жителю города мы задавали один и тот же вопрос: «Какой приказ вы отдали бы правительству города, будь у вас такая возможность?»
Каждому жителю города мы задавали один и тот же вопрос: «Какой приказ вы отдали бы правительству города, будь у вас такая возможность?» Мы надеемся, что наши респонденты были честны с журналистами и с собой и теперь реальные потребности петербуржцев станут нам чуть яснее. Настала пора подвести итоги.
Для удобства восприятия мы разделили ответы всех участников по возрастным категориям.
Молодые: европейские ценности (до 25 лет)
Девушки этой категории очаровывают своей европейской просвещенностью, в ответах на сакральный вопрос звучат «сортировка и переработка мусора», «благоустройство зеленых зон», «велодорожки». Уже затем идут более насущные проблемы, с которыми петербургские юные леди сталкиваются, героически закрыв глаза на отсутствие велодорожек: неконтролируемое количество трудовых мигрантов, небольшая и неудобная для крупного города сеть станций метро, да и стипендия маловата для старейшего университета страны.
Чувствуется, что молодые петербурженки испытывают острую тягу к вселенской справедливости: предлагают правительству разработать программу по поддержке социально незащищенных слоев населения: ветеранов, инвалидов, студентов и многодетных семей. Разговоры родителей на кухне, несомненно, дали свои плоды.
Из необычных инициатив нашим фотографам запомнились создание системы школьных автобусов и «хорошая музыка из уличных ларьков - например, джаз».
Многих молодых людей волнует старая архитектура, требующая постоянной поддержки со стороны властей, - надеемся, это всерьез. В то же время уверенно требовал создания велодорожек среди прочих даже художник-иконописец Виталий - чувствуется, что велосипеды завладели умами петербуржцев.
Часто в ответах фигурировали старая знакомая проблема нелегальных мигрантов и естественная для данной возрастной категории коррупция в вузах вкупе с низкими стипендиями.
Требовали петербуржцы и поддержки молодых специалистов, желательно жильем, но можно и рабочими местами, а также поощрения компаний, готовых эти рабочие места предоставлять.
Из необычного: предложение переделать сайт администрации города, легализовать уличных артистов, а также наделить молодежь землей для организации и ведения фермерского хозяйства.
Книгоиздатель Никита предлагает разработать программу выявления гениев в раннем детстве и их специального обучения. А что, вполне актуальное требование для скромного города на Неве.
Зрелые: стремление к порядку (25-45 лет)
Мужчины этой возрастной категории уже реже говорят о велодорожках, но все еще активно радеют за чистоту и сохранность исторических зданий. Очевидно, велосипед одиноко пылится на балконе, а появление семьи потребовало приобретения автомобиля. Вот тут-то и началось!
Петербуржцы от 25 до 45 лет искренне возмущены колейностью новых дорог, традиционными пробками в центре города и неэффективной организацией дорожного движения, в связи с чем смело предлагают обновить весь состав ГИБДД.
Из запомнившегося: ввести налог на бездетность и устранить нечестность. Повар Дмитрий очень хочет, чтобы люди жили в мире с собой, хотя признает, что правительство тут помочь не может.
В то же время программист Александр требует вернуть советскую власть, а философ Алексей просто скромно просит 83 тысячи долларов, потом все же смущается и предлагает более рациональный ответ - запретить въезд в город на авто.
Дамы вышеозначенной возрастной категории используют более модный термин, «благоустройство», и поясняют: «Чистота в городе должны быть круглый год, а не только перед праздниками!» Волнуются женщины и за безопасность дворов и хорошее освещение в парадных. Хотелось бы, конечно, и доступное жилье, но думать об этом особенно не приходится - помощь родителям, а бывает, и их содержание бьет по кошельку петербуржца средних лет. Многие респондентки предлагают создать отдельные программы поддержки ветеранов и пенсионеров, повысить им пенсию.
Проблемы, связанные с содержанием детей и уходом за ними, также выходят на первый план: беспокоит отсутствие досуга для маленьких петербуржцев, недостаточные декретные выплаты для их мам и отсутствие мест для прогулок.
Необычным нам показалось только предложение отправить бомжей в сумасшедший дом, но мы уверены, что оно было сделано в сердцах и автор не является сторонником жестких мер.
Насущные вопросы о дорогах и озеленение (45-60 лет)
Для женщин от 45 до 60 лет фокус основных потребностей смещается в сторону детей и внуков.
Все чаще в ответах на наш вопрос звучали предложения по благоустройству детских площадок, расширению зеленых зон. Женщины настойчиво требовали оперативно избавляться от строительного мусора, строить и расширять развлекательные и оздоровительные центры для молодежи.
Более остро в этой возрастной категории ощущается горожанками нехватка социальных льгот, вследствие чего возникает естественное желание усилить контроль расходования бюджетных средств и наладить постоянную обратную связь между чиновниками и горожанами.
Из необычного можно отметить жизнерадостное предложение предпринимателя Елены выкрасить все серые дома в яркие цвета.
Мужчин от 45 до 65 волнует в большей степени озеленение территорий, своевременная уборка мусора, благоустройство дворов.
Очевидно, в связи с частыми поездками на дачу и за город категория дорожных проблем становится доминирующей: петербургские мужчины, сурово сдвинув брови, требуют достроить наконец Западный скоростной диаметр, ограничить въезд в центр и эффективно организовать движение, разгрузив центр от пробок, а также закончить бесконечное дорожное строительство, которым прикрывается «освоение бюджетных денег».
Необычным нам показалось предложение инженера-наладчика Андрея опустить все газоны и клумбы чуть-чуть ниже уровня тротуара, тогда грязь и пыль не будут находиться на дорогах и проезжих частях. «И город сразу станет чище!» Может, стоит попробовать?
Однако неординарность первого предложения превзошел Сергей, назвавшийся продавцом воздуха, который требует ежедневно выдавать молодежи по упаковке жвачки, а пожилым жителям города - по 1000 долларов.
Консерватизм и забота о ближнем (от 65)
В данной возрастной категории требования социальных льгот становятся настойчивее: петербургских дам от 65 раздражают платный вход в музеи для пенсионеров, недостаточные пенсионные выплаты. Хочется ездить на общественном транспорте бесплатно и чтоб вернули скамейки на набережной Лейтенанта Шмидта - а то даже не присесть, ей-богу!
Не забывают женщины и о ближних: правительству предлагается выделить деньги для решения проблем бездомных детей и животных, а также неизменно требуется поддержка молодым семьям. Лучше - жильем.
На протяжении всей жизни не оставляет петербуржцев вопрос о трагичном состоянии исторической части города. Вот и в данной возрастной категории наши фотографы частенько слышали требование отремонтировать старые дома и решить проблемы нерасселенных коммуналок. Интеллигентность до мозга костей, что тут скажешь.
Из необычного: женщины сурово пожелали правительству отправиться в отставку всем составом и очистить лес от упавших деревьев.
У мужчин старшего возраста мнения делятся 50 на 50: с одной стороны, уже знакомое предложение отправить все правительство в отставку, а с другой - поддерживать контакт с горожанами через СМИ и быть ближе к народу. Петербуржцев старшего возраста серьезно заботит сохранение российских традиций.
К примеру, художник Евгений Александрович наравне с бесплатным проездом для беременных требует возвращения раздельного образования. Звучат предложения и о возрождении гигантов промышленности, ну - и поднять пенсию, в конце концов!
Из необычного:
Иовлев Борис Вениаминович, сотрудник лаборатории психологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, считает необходимым создание новой идеологии для воспитания духовности и преодоления «морального Армагеддона». Нужно отойти от двойных стандартов и перестать все измерять рыночными отношениями.
Чувствуется, что даже самым суровым жителям северной столицы не хватает тепла.
Мы постарались ответить на вопрос, чего же не хватает жителям Петербурга. Вместе с нами на него уже ответили 625 горожан, в том числе Артемий Троицкий, Виталий Милонов, Анатолий Вассерман, Иван Краско, Лев Каплан.
Как оказалось, больше всего за последние два года нас заботили нелегальные мигранты, велодорожки и состояние архитектурного наследия в историческом центре города. Налицо удивительное сочетание стремления к прогрессивности с почти патриархальным консерватизмом, столь естественное для чинного петербуржца.
А что думаете вы?
- Велодорожкам добавят 40 км
- В центре Петербурга начали исчезать велодорожки, но их обещают вернуть
- В Петербурге будут проектировать еще 200 км велодорожек
- На проспекте Луначарского проблему с установкой ларьков решили велодорожкой
- Смольный: Велодорожка на Фонтанке полностью открыта для велосипедистов