Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

В Петербурге всего 6 квадратных метров зелени на человека

 фото:  Александр Аксаков для ОК фото: Александр Аксаков для ОК При этом на жителя в Европе приходится 30 квадратных метров. Достаточно ли вам зелени? Окружает ли вас столько деревьев и кустарников, сколько предусматривают ваши природные потребности и законодательство?

Шесть метров зелени

Вот в Берлине, например, на каждого горожанина приходится 23,6 квадратных метров зелёных насаждений, в Вене — 124,7, в Копенгагене — 35,0. В Петербурге, согласно закону «О зелёных насаждениях», жителю центральных районов полагается не менее шести «квадратов».

Правда, шесть метров превращаются в 12, если вы живёте не в центре, а, скажем, на Гражданке или в Купчино, а обитателю Кронштадта или Петергофа полагается целых 18. Много это или мало? У инвесторов и горожан на это разные взгляды, что подчёркивается частотой столкновений, в которых общественность отвоёвывает любимые «уголки природы» — взять хотя бы Невский лесопарк во Всеволожском районе, Удельный парк или сквер на улице Ивана Фомина в Петербурге.

Закон и исключения

В феврале 2010-го, когда Центр экспертиз «ЭКОМ» проанализировал предложения городской администрации по исключению более 800 участков из перечня зелёных насаждений, выяснилось, что общая площадь исключаемой территории в несколько раз превышает размеры включаемой. С принятием нового закона «О зелёных насаждениях в Санкт-Петербурге» вопросов меньше не стало. Основную критику ещё при обсуждении проекта вызвало сокращение (более чем на тысячу!) числа городских участков со статусом территории зелёных насаждений общего пользования (ЗНОП), хотя по генеральному плану развития города их количество к 2015 году должно быть, напротив, увеличено в полтора раза. Интересно, что при этом из-под охраны выводились в основном инвестиционно привлекательные территории.

Чиновники, однако, сделали акцент на том, что новый документ отнёс сады, парки и скверы города к зелёному фонду, который попадает под защиту федерального законодательства. При этом право уточнять границы ЗНОП в сторону их уменьшения осталось опять же за властями.

Контрольная работа

Новые законодательные нормы прекрасно легли в контекст сегодняшней градостроительной политики — но можно ли считать её направление верным, особенно с учётом реакции горожан? Дальнейшей модернизации городского ландшафта и предупреждению произвольной застройки парков призвана помочь  инвентаризация зелёных насаждений Петербурга, которая проводится с 2011 года и к этому моменту осуществлена на 20%. В специально созданную рабочую группу входят представители комитетов по земельным ресурсам, градостроительству, благоустройству, природопользованию, а также районных администраций, городского парламента, муниципалы и общественность. К слову, этот процесс сейчас идёт и в других крупных городах, для которых опыт Петербурга пока является примером.

Уже прошли инвентаризацию Московский и Кировский районы, при этом в Кировском выявлено 32 ранее не учтённых «зелёных гектара», а в Московском — 36; теперь они будут под охраной. Новые и уточнённые данные о землях будут использоваться для расчёта субсидий на содержание насаждений, а также уточнения их перечня и изменений в городском законе. Важным итогом инвентаризации (её планируется завершить в 2012 году) будет установление финансовой ответственности за содержание зелёных насаждений.

Зона притяжения

Именно такая ответственность является важным условием сохранения «лёгких города», от больших парков до газонов внутри дворов, считает генеральный директор ООО «СПб Реновация» Артур Маркарян. Ситуация по кварталам реновации рассматривается особо: на территории 22 новых кварталов находятся 42 сквера, которые реноваторы попросили исключить из списка охраняемых территорий. Однако, как уверяет Артур Петрович, компания нацелена «на то, чтобы создать максимальное количество зелени и её сохранить»:

— Мы строим жильё, которое отвечает современным стандартам жизни: делаем уютные дворы, не пускаем туда автотранспорт. По сути, мы транслируем опыт Европы, которая прошла по тому же пути 15-20 лет назад. Безусловно, происходит переформатирование кварталов, но в целом количество зелени даже увеличивается, и получается больше внутридворового озеленения. Кроме того, мы должны учитывать потребности в инфраструктуре, создавать так называемые «зоны притяжения»... При этом сейчас в городе есть парки, никак не включённые в жизнь. Мы хотим двигаться в направлении их интеграции.

Ни пяди земли…

Важность точной и «прозрачной» инвентаризации подчёркнута тем, что в ней активно участвует общественность в лице Центра экспертиз «ЭКОМ», который с помощью  инспекторов-волонтёров в 2007-2009 годах полностью выполнил альтернативную инвентаризацию по Адмиралтейскому, Выборгскому, Василеостровскому, Калининскому и  Приморскому районам. Сейчас полученный «информационный массив» оказывает большую помощь рабочей группе. Промежуточные результаты еженедельно обсуждаются на заседаниях. В идеале, по завершении работы не должно остаться ни метра бесхозной земли.

Возможно, именно совершенствование «зелёного» законодательства, которому служит инвентаризация, должно стать платформой для обновления строительной политики, создав в городе дополнительные рамки, своеобразные ограничители манёвра. Именно на примере споров в связи с реновацией (когда горожане, опасаясь, что благие намерения обернутся банальным уплотнением, готовы отстаивать каждый клочок озеленённой территории), можно наблюдать результаты «зелёного учёта» в действии: ограниченные статусом ЗНОП, реноваторы вынуждены искать компромисс и щадить насаждения там, где это возможно, изыскивая иные варианты размещения новых домов.

Как отмечают специалисты «ЭКОМ», «намерения инвестора стали за последние 20 лет главным документом территориального планирования». Добросовестная инвентаризация и активное использование её результатов должны вынудить градостроителей прогнозировать развитие городского пространства, а значит, планировать воздействие на экологическую обстановку, инженерное обеспечение и социальные эффекты.

Хотелось бы, чтобы это позволило решать «осадочные» проблемы, накопленные годами:  главенство строительства над благоустройством, несогласованность развития систем города и просто неэффективное использование земель.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алиса, наблюдатель, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии