Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

А качели-карусели закрутили, завертели…

 Фото: Ирина Печкарева/wikimedia.org Фото: Ирина Печкарева/wikimedia.org Чтобы развлечение не закончилось печально, чтобы веселые прыжки на надувном батуте или кружение на карусели не привели к трагическому финалу, необходимо быть уверенным - за техническое состояние аттракциона кто-то несет ответственность

О случаях аварий в парках развлечений сразу становится широко известно. В первую очередь потому, что чаще всего жертвами оказываются дети или подростки. Но виновными в этих трагедиях всегда являются взрослые: именно они отвечают за безопасность «игрушек», в которые предлагают поиграть юным гражданам. Поэтому любые, даже самые простые на первый взгляд качели или машинки, должны отвечать строгим техническим требованиям, четким стандартам, и определенные органы должны регулярно проверять их работу. 

Добровольный - значит ненужный?

Еще в самом начале перестройки все аттракционы и развлекательные сооружения находились в ведении Управления культуры: комитеты и отделы разного уровня и подчинения отвечали за эксплуатацию, безопасность аттракционов, подготовку специалистов, работающих с ними. Они же следили за техническим состоянием и соответствием оборудования существовавшим на тот момент государственным стандартам (ГОСТам). В начале 2000-х годов эти функции и полномочия у сферы культуры отобрали, но никому не передали. И, фактически, на несколько лет эта сфера деятельности осталась без надлежащего наздора. 17 июня 2008 года 12-летняя школьница упала с аттракциона из-за износа одного из трех страховочных тросов. Результат - больничная койка и серьезные травмы.

В России в то время разрабатывался новый закон «О техническом регулировании», который под номером 184-ФЗ вступил в силу в 2003 году. Закон предполагал замену десятков тысяч прежних ГОСТов и СанПиНов несколькими сотнями технических регламентов. Подразумевалось, что регламенты будут вводиться законами прямого действия, что исключит возможность ведомств создавать дополнительные административные барьеры. Закон вводил общие технические правила, которые, в частности, предъявлялись и к аттракционам.

Но порядок применения стандартов, утвержденных 184-ФЗ,  был определен как добровольный, а не обязательный (в отличие от ГОСТов советского времени). Фактически, с 2003 года за техническое состояние и безопасность аттракционов всю полноту ответственности несет их владелец или арендатор. И так сложились обстоятельства, что до 2010 года за аттракционами никто не следил - эта сфера деятельности многие годы не была регламентирована.

Постепенно качели-карусели начали ломаться и выходить из строя. В Петербурге именно в те годы случилось несколько громких аварий, главным образом - в развлекательном парке «Диво-остров». Здесь в 2006 году с крепежного элемента сошла и покатилась по наклонной плоскости кабина аттракциона «Шейкер». К счастью, тогда двое посетителей получили лишь легкие ушибы. В том же году на аттракционе «Бустер» посетители на 15 минут застряли на высоте 40 метров из-за сбоя в компьютерной программе, отделавшись лишь испугом. Но 17 июня 2008 года 12-летняя школьница Анна Терентьева упала с аттракциона из-за износа одного из трех страховочных тросов. Результат - больничная койка и серьезные травмы: ушиб головного мозга, открытый переломом теменной кости, рана затылка и переломом отростков грудного позвонка.

Безопасность – вопрос федеральный

Тогда же на уровне правительства города (как и в других регионах страны) начали создаваться свои, местные правила регулирования работы оборудования развлекательных объектов. Но на пути этой законотворческой инициативы встала серьезная проблема.

- Предъявлять требования безопасности к аттракционам может только документ федерального значения, - говорит Вячеслав Романов, исполняющий обязанности руководителя Отдела по размещению аттракционов Государственной инспекции Санкт-Петербурга по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор). - Субъекты не могут самостоятельно установить у себя требования по технической безопасности, это решается только на уровне федерального правительства, в компетенции местных органов власти - только вопросы регулирования порядка регистрации, эксплуатации, размещения аттракционов.  «Субъекты не могут самостоятельно установить у себя требования по технической безопасности аттракционов, это решается только на уровне федерального правительства»

В 2006 году на обсуждение в Госдуму был внесен проект федерального закона № 285709-4 «Технический регламент о безопасности аттракционов», который и должен определить и узаконить обязательные требования ко всем видам продукции на протяжении всего жизненного цикла: проектирования, изготовления, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, транспортировки и утилизации. Этот проект до 2013 года «бродил» по кулуарам Госдумы. Его обсуждали, отправляли на доработку, но он так и не был принят - Дума решила, что нашей стране такой закон вообще не нужен. Но в рамках Таможенного союза он все-таки появился: Беларусь, Казахстан и Россия решили договориться об общих правилах игры и принять единый технический регламент, общий для всех трех государств.  

Вопрос согласования единого документа занял немало времени: специалисты трех стран обсуждали детали, делали замечания и вносили изменения. И пока шла окончательная процедура исправлений, Таможенный союз перестал существовать. С 2015 года он вошел в Евразийский экономический союз - к России, Белоруссии и Казахстану присоединилась Армения. Теперь все  технические регламенты надо утверждать заново. Окончательный документ должен был вступить в силу еще в феврале прошлого года, но воз - и ныне там.

- И даже когда появится решение о его утверждении, понадобится время на его вступление в силу на территории каждой страны, - говорит Вячеслав Романов. - Внутри каждой страны необходимо разработать внутренние правовые акты, определить органы, которые будут осуществлять надзор за исполнением регламента.

Кстати, как утверждают специалисты, наш, пока не принятый, Техрегламент практически полностью соответствует мировым стандартам: этот технический регламент гармонизирован с европейским стандартом ЕН-13-814, регулирующим работу конструкций и механизмов постоянных и передвижных технических парков.

Сам себе регламент

Ситуацию с безопасностью аттракционов и парков развлечений на местном уровне каждый регион решает по-своему, но практически везде на местах этими вопросами занимаются органы Гостехнадзора.

В период «безвременья», который в Петербурге продолжался примерно до 2010 года, владельцы и арендаторы аттракционов разделились на ответственных и безответственных. Часть владельцев начала сама обращаться в органы технического надзора, пытаясь предупредить возможные повреждения и аварии. Они обращались к производителям и ремонтникам, чтобы в процессе работы не пострадали ни люди, ни репутация владельца. Все стационарные и большая часть передвижных аттракционов включены в единый реестр. Исключение составляют лишь некоторые виды оборудования, в частности - надувные батуты.

В Петербурге в феврале 2010 года вступило в силу Постановление городского правительства о правилах размещения аттракционного оборудования. Владельцам и арендаторам оборудования предлагалось внести его в единую дислокацию размещения - сведения необходимо было подавать в тогдашний КЭРППиТ, который направлял информацию в Гостехнадзор. И уже Гостехнадзор давал заключение о возможности размещения техники.

Владелец или арендатор аттракционного оборудования, чтобы получить разрешение на его установку, должен предоставить ряд документов. Во-первых, необходимо подтвердить свое право владения или пользования этим аттракционом. Во-вторых, подтвердить право на пользование или владение земельным участком или нежилым помещением, где будет располагаться аттракцион. Кроме того - учредительные документы, которые подтверждают право организации заниматься этой деятельностью, технический паспорт, где прописаны правила технического содержания аттракциона, а также документ о прохождении аттракционом технического освидетельствования, действующий в течение года. Это необязательный документ, но Гостехнадзор рекомендует его получать ради нашей общей безопасности. В этом документе, кстати,  указано, что до устранения неисправностей эксплуатация аттракциона запрещена.

Петербург таким образом отрегулировал эту сферу деятельности. Кстати, со времени принятия этих правил в городе случались несчастные случаи на аттракционах, но они происходили не из-за технической неисправности оборудования, а по другим причинам, чаще всего - организационным. Все стационарные и большая часть передвижных аттракционов включены в единый реестр. Исключение составляют лишь некоторые виды оборудования, в частности - надувные батуты. Именно они и могут представлять потенциальную угрозу для посетителей, потому что их владельцы не отчитываются о техническом состоянии оборудования. И в случае аварии их сложно будет привлечь к ответственности.

Главным в своей работе с владельцами парков развлечений органы Гостехнадзора считают ГОСТ Р 53130-2008. И хотя он, как и все остальные, не является обязательным к исполнению, проверяющие организации опираются именно на него. ГОСТ Р 50 897-2010 в общем определяет игровые автоматы, ГОСТ Р 52 170-2003 - механизированные аттракционы, Р 52 603-2011 - водные аттракционы, безопасность их конструкций. Параллельно с ним идет ГОСТ Р 52 604-2012, в котором говорится о безопасной эксплуатации водных аттракционов.

- Могу с уверенностью сказать, что оборудование в парках развлечений на больших, официальных площадках совершенно безопасно, - считает Вячеслав Романов. - Но мы настоятельно рекомендуем всем горожанам внимательно читать правила поведения на аттракционах, выполнять все требования сотрудников и проявлять личную ответственность за жизнь и здоровье своих близких. Это самая главная гарантия безопасности. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Анастасия, бухгалтер, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии