Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

«Потому что хочу в уборную, а уборных в России нет»

Общественный контроль: туалет фото: Григорий Собченко/КоммерсантъОбщественный контроль: туалет фото: Григорий Собченко/Коммерсантъ Экологи призывают к строительству общественных туалетов вдоль трасс Петербурга и Ленобласти

Туалет – это необъятные лесные просторы нашей Родины, уверен каждый россиянин, будь то житель маленькой деревеньки или мегаполиса. Так уж повелось: мчимся на автомобиле на дачу, испытываем нужду в посещении мест не столь отдалённых, останавливаемся, и… девочки направо, мальчики налево. Ещё Есенин писал (с ударением на «а», прошу заметить): «Я ругаюсь и буду упорно Проклинать вас хоть тысячи лет, Потому что хочу в уборную, А уборных в России нет». С тех пор практически ничего и не изменилось. Туалеты в общественных местах кое-где появились, а вот вдоль трасс и магистралей отсутствуют. Между тем европейские туристы поражаются: что за срам? А ведь за рубежом Россию считают одной из самых богатых стран. Экологи предостерегают: подобные «удобрения» очень вредны для почвы. Итак, довольно интимный вопрос стал предметом серьёзного обсуждения экспертов. «Общественный контроль» выслушал все мнения и узнал, что строительство общественного туалета – штука непростая и крайне дорогостоящая.

Богатый европейский опыт строительства общественного туалета

Чтобы обсуждение подобного вопроса не казалось вам странным, начнём с рассказа о решении «туалетной проблемы» за рубежом. Там к ней подходят крайне серьёзно. Считается, что комфорт человека за рулём в том числе связан и с его возможностью справить нужду по-человечески, а не по-собачьи.

Так, в Европе существуют нормативы, подобные российским СНИПам, в которых чётко прописано где, сколько, на каком расстоянии друг от друга и от дороги должно вестись строительство общественных туалетов. Указатели и знаки отдельно указывают на эти места.

В наиболее благополучных странах, например, в Германии строят полноценные туалетные здания. В чуть менее благополучных, например, в Италии устанавливают биотуалеты с ежедневной очисткой.

– В Исландии много скал, да и особенности почвы не везде позволяют провести канализацию, привычную европейцу, но и в этой стране придумали, как оборудовать туалеты, – рассказывает руководитель северо-западного регионального отделения Российского союза туристической индустрии Татьяна Гаврилова. – В Исландии они сделаны по стандартному деревенскому типу, то есть отходы скапливаются на дне ёмкости, которая раз в день очищается. Но система вентиляции и инженерные решения продуманы там настолько, что нет совершенно никакого неприятного запаха и, тем более, рассадника бактерий, как в российских аналогах.

А теперь о российских аналогах…

– Начнём с того, что некоторые туалеты в России и вовсе опасны для жизни, как в силу своей заселённости бактериями, так и в силу планировки, – говорит председатель Северо-Западного «Зелёного креста» Юрий Шевчук. – Но как эколог я должен, прежде всего, сказать, что опасно отсутствие туалетов вдоль магистралей. Особенно актуален этот вопрос сейчас, летом, когда сотни тысяч петербуржцев ездят за город и на дачи и путешествуют на машинах в приграничные страны.

Кстати, не стоит думать, что отходы человеческой жизнедеятельности очень полезны для почвы. Всё наоборот. Любые отходы в чистом виде вредны, поскольку в них велико содержание сложно расщепляемых жиров. А приносят пользу только разбавленные или разложившиеся, то есть сгнившие отходы, да простит нас читатель за такие подробности.

Убедиться в этом факте легко опытным путём. Если, например, ваша кошечка сходит в туалет на грядке, то на этом участке почвы уже ничего не вырастет. Так и с почвой в лесу. Между прочим, подобное «посещение туалета» можно приравнять к вреду, который годами наносится проходящими мимо автомобилями. Сами же петербуржцы мусорят на 10 сантиметров в день.

Туалеты в общественных местах – дорогое удовольствие

Страдает из-за отсутствия туалетов не только экология, но и туристическая отрасль. 

– Биологические потребности у всех одинаковые, туалет нужен каждому, и как иностранцы, так и сами россияне испытывают дискомфорт из-за отсутствия туалетов вдоль трасс, – сетует Татьяна Гаврилова. – Дорога «Скандинавия», по крайней мере, заполнена заправочными станциями, чего не скажешь об остальных трассах. Но, опять же, небольшая компания путешественников может посетить туалет на заправке просто так. Но все мы знаем, что происходит, если на парковку подъезжает автобус с группой из 50 туристов. Завидев его, сотрудники тут же пододвигают к двери туалета стул и вешают на ручку табличку «Туалет не работает». В то же время мы знаем, что существуют заправки и кафе вдоль трасс, в которых посещение туалета любому количеству туристов всегда разрешено, и даже специально для этого установлено достаточное количество кабинок. Всё это говорит о том, что нет нерешаемых вопросов, а есть нежелание их решать. 

По мнению Гавриловой, в России обустроить помещения для отдыха с магазинчиками и туалетами могли бы предприниматели. Но из-за бюрократических проволочек с получением права на землю и оформлением документов, а также из-за сложности организации заезда в «карман», никто подобным бизнесом заниматься не хочет.

Строительством общественных туалетов Ленобласть заниматься не планирует

– Это не самая большая проблема сегодня, – считает заместитель председателя областного комитета по дорожному хозяйству Сергей Румянцев. – Расходы государства на обустройство дорог направлены, прежде всего, на организацию комфортного и безопасного передвижения. 

Румянцев отметил, что речь идёт об огромной инфраструктуре. Ведь туалеты нужно не только установить, но и обслуживать, чинить при необходимости, чистить. Идею насчёт передачи этой проблемы на откуп предпринимателям он поддержал, но только теоретически. Практически же власти открещиваются от этого вопроса и даже организационно не готовы идти навстречу заинтересовавшимся бизнесменам.

Чтобы туалеты в общественных местах вдоль трасс России всё-таки появились, этот пункт должен быть отдельно прописан в законах.

– В наших СНИПах и постановлении 860, выпущенном ещё в 2009 году, указано, что на трассах должны быть зоны отдыха, но туалеты в них не упоминаются, – поясняет заместитель главного инженера компании, занимающейся проектированием дорог, Виктор Пшенин. – Например, вдоль КАД построены площадки, на которых можно загнать грузовик на подъёмник и починить его или посидеть на скамеечках под навесами. Но туалетов там нет, поскольку того не требуют нормативы инфраструктуры. 

Пшенин вспомнил, как их компания разрабатывала инженерный проект для создания одного такого стационарного туалета на обочине. Оказалось, что по природоохранному законодательству нужно проводить водопровод издалека, то есть устанавливать новый километр труб. Такой проект обошёлся бы в десятки миллионов. Проблемы с законами и не позволяют бизнесменам организовать такие места отдыха для путешественников, в которых они могли бы посещать и туалеты, уверен Пшенин. А тратить миллиарды на строительство общественных туалетов, конечно, никто не готов. 

И хотя в целом по России укромных зелёных уголков у нас пока ещё много, в Петербурге всего 6 квадратных метров зелени на человека...

 

Видеоблог «ОК-информ», выпуск № 5

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вадим, водитель на пенсии, 72 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии