Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Национальная идея пряталась в Конституции (видео)

 Фото: Петр Кассин/Коммерсантъ Фото: Петр Кассин/Коммерсантъ OK-inform резюмировал споры о поиске национальной идеи в России и свел предложения по этому поводу к нескольким коротким формулировкам

Когда кто-то, в очередной раз, принимается обсуждать вопрос о национальной идее в России, у окружающих возникает ощущение дежавю. Идею эту ищут, ищут и ищут, да все никак не найдут. Может быть, ее и вовсе нет, раз столь тщательные поиски до сих пор не увенчались успехом?

Современная Россия находится на том этапе развития, когда, ощутив почву под ногами, возникает мысль, куда же плыть дальше? Об этом говорят и протесты в 2012 году, и погромы в Бирюлево, и появления множества платформ для объединения граждан. Мы все ищем общественный «смысл жизни».

Другие эксперты полагают, что «национальная идея» - это формат дискуссии, а не какая-то конкретная идея. Политкорректно называть ее «национальным проектом».

Дискуссия по этому вопросу делится, как правило, на два направления. Одни эксперты рассматривают «национальную идею» как некую авторскую позицию. Это и идея правового государства, и идея традиционных ценностей, и идея исключительного положения русских.

Другие эксперты полагают, что «национальная идея» - это формат дискуссии, а не какая-то конкретная идея. Политкорректно называть ее «национальным проектом». И правильнее было бы выразить его в виде целей, сроков, смет, ответственных лиц и расчетных этапов. В качестве такого проекта подошла бы любая великая идея от биотехнологического бессмертия до сооружения космической петли.

Периодически звучат также предложения искать национальную идею в русской культуре, спорте или строгом соблюдении законодательства. Однако, культура, спорт и законы несут инструментальный характер. Они тоже должны быть подчинены достижению национального идеала. Они не могут служить его источником.

Не секрет, что в России царил мощный социальный энтузиазм и политический подъем, когда умы населения захватывали инновационные идеи, с точки зрения исторического опыта. Христианство пришло на русскую землю в X веке. Оно сменило старые языческие представления о мироустройстве и сделало возможным беспрецедентное расширение территории российского государства, включение в него новых народов. Упадок христианства сделал возможным строительство царства освобожденного труда и социалистического строя. Этот период сопровождался великими победами на поле боя и в области научно-технических достижений, по которым ностальгирует некоторая часть российских граждан.

Упадок христианства сделал возможным строительство царства освобожденного труда.

И христианство, и социализм пришли к своему логическому упадку, в первую очередь, под давлением системных ошибок и просчетов в проектировании собственного будущего.

Можно ли выводить идею из прошлых провалившихся проектов, их культуры, которая строилась под обслуживание их целей, не актуальных ныне?

Так же, одни считают, что сегодня национальная идея - это сохранение территориальной целостности и суверенитета государства. Другие заявляют, что любая попытка найти идею на основе территориальное идентификации приводит к раздроблению.

Вторая глава Конституции «Права и свободы человека РФ» - чем не национальная идея?

Так или иначе, если суммировать все возможные высказывания по этому поводу, то они сводятся к двум предложениям.

Первое - традиционная позиция. Она пропитана конфликтным потенциалом и стереотипами. Но, в то же время, в ней присутствуют некоторые человеческие ценности, которые и могли бы стать ориентиром. Этот подход разделяют современные националисты и современные православные. Границы тут до конца не различимы, но модель включает в себя соборность, коллективные чувства и жизнь в интересах не только себя, но и общества.

Второе - либеральная политическая мысль о правах и свободах человека. В этом варианте характерен конституционализм, правовое государство и приверженность к идеалам свободы и демократии. Правда, здесь мешают методологические трудности, а местами и откровенный кризис либеральной демократии. Если же говорить о демократической России, то у ней есть Конституция. Вторая глава Конституции «Права и свободы человека РФ» - чем не национальная идея?

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Анастасия, бухгалтер, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии