Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.36
Евро 98.67
Юань 1.26

Маннергейм уходит, Кадыров остается

 Фото: OK-inform Фото: OK-inform Финскому маршалу Карлу Густаву Маннергейму в Петербурге все же дали «от ворот поворот». Сегодня глава отдела культуры Центрального района Наталья Корель официально подтвердила - в городской Комитет по культуре поступил акт о демонтаже незаконно установленной памятной доски маршалу Маннергейму. Этим будут заниматься специалисты Музея городской скульптуры, доска должна исчезнуть с Захарьевской улицы до 8 сентября

Эта новость способна вызвать искреннюю радость у противников установки доски на здании Военного инженерно-технического университета Минобороны РФ. А их с 16 июня нашлось немало - помимо многочисленных историков, так или иначе «фактор Маннергейма» использовали в своих предвыборных кампаниях почти все политические партии, включая «партию власти».

Единственные, кто наверняка огорчится решению о снятии памятной доски - это местные коммунисты. На том, чтобы выдворить из Северной столицы память о финском маршале, они фактически построили всю свою предвыборную кампанию в Петербурге. В многочисленных выпусках своих агитационных газет коммунисты вспомнили все прегрешения маршала, что называется, «до копейки».

Связанные с КПРФ историки и архивариусы гневно писали: «Жалкая попытка ограничить жизнь Маннергейма на памятном знаке только периодом c 1887 по 1918-й год, когда он верой и правдой служил Российской империи, упирается в совершенно другой период жизни фельдмаршала - с 1941-го по 1944-й. Тогда финские войска обеспечивали с севера кольцо страшной ленинградской блокады, унесшей жизни 641 тысячи жителей города.

От этого страшного преступления, совершенного при участии Маннергейма, никуда не спрятаться. А его “табель” заслуг на службе у Российской империи не может служить оправданием на суде истории. Маннергейм был патриотом Финляндии, но обеспечил ее независимость самыми жесткими методами. Так, в ходе резни 1918-го, при установлении финских порядков в Выборге, было убито более 1200 человек, в основном мирных жителей, сочувствовавших большевикам.

Маннергейм показал себя настоящим финским националистом, разрушителем Российской империи. За период с 1918-го по 1944-й год Финляндия четырежды воевала с РСФСР и СССР, и в трех конфликтах Маннергейм принял активное участие - как главнокомандующий финскими войсками. В 1941-м войска Маннергейма вновь участвовала в массовых убийствах в Выборге, и именно армия Маннергейма замкнула кольцо блокады Ленинграда».

Историки говорят - нет никаких сведений, что финны хоть как-то помогали осажденному городу, или «остановились по приказу фельдмаршала», не участвуя в штурме. По архивным данным, их наступление просто разбилось о стойкость защитников Ленинграда. В итоге Маннергейм три года просидел перед линией укреплений РККА.

Нет никаких сведений, что финны хоть как-то помогали осажденному городу, или «остановились по приказу фельдмаршала», не участвуя в штурме. По архивным данным, их наступление просто разбилось о стойкость защитников Ленинграда

Финляндия и Маннергейм воевали с СССР вполне сознательно. Ведь в Финляндии и ныне период с 41 - 44 годы официально называют «Войной-продолжением». Маннергейм закончил советско-финскую войну в 1944-м, когда стало окончательно ясно, что Германия проиграла. Протяни маршал еще немного - и он мог попасть в число военных преступников.

Похоже, все эти аргументы были приняты к сведению теми, кто распорядился снять памятную доску маршалу. Однако коммунисты вряд ли могут быть довольны. Да, они вроде бы добились своего, но ведь до конца предвыборной кампании в Петербурге еще больше двух недель - и о чем им гневно говорить с трибун теперь? Тем более, по данным социологов, рейтинги КПРФ сейчас немного снижаются.

Впрочем, история с мемориальной доской Маннергейму оставит у петербуржцев неприятный осадок и по другой причине. До сих пор городской общественности доподлинно неизвестно, кто именно был инициатором ее установки на стенах вуза. Так же, как и сейчас непонятно - кто именно из чиновников, посмотрев на гневную реакцию горожан, отдал распоряжение снять злосчастную доску на Захарьевской. Инцидент с доской ярко подтвердил - решения об увековечении памяти того или иного деятеля до сих пор принимаются у нас волюнтаристски, без всякого учета мнения россиян.

Яркий пример тому - присвоение имени Ахмата Кадырова мосту через Дудергофский канал в Красносельском районе. Оно также было принято в июне нынешнего года, а его инициатор остался неизвестен публике. Напомним, тогда в Петербурге многие говорили: «да, Ахмат Кадыров сыграл ключевую роль в установлении мира в Чечне, он был мудрым и смелым человеком, но, простите, при чем здесь Петербург?» Ответа на этот вопрос от властей ни разу не последовало.

Инцидент с доской ярко подтвердил - решения об увековечении памяти того или иного деятеля до сих пор принимаются у нас волюнтаристски, без всякого учета мнения россиян

В ходе утверждения «ахматовской» инициативы в городском Законодательном собрании многие депутаты от «партии власти» на подобные вопросы от СМИ только досадливо морщились. А особо настырным в кулуарах поясняли - мол, «поймите, эта инициатива исходит “с самого верха”, а Смольный и ЗакС просто вынуждены “взять под козырек”».

Из этой истории можно сделать еще один очевидный вывод. Два крайне спорных - с исторической точки зрения - решения принимались «на самом верху» практически одновременно. И люди, которые их «продавливали» через местную Топонимическую комиссию, Смольный и ЗС, прекрасно отдавали себе отчет в том, что сопротивление этим инициативам в городе будет велико. В результате одно из спорных решений сегодня отменено - мол, «пожалуйста, глас народа услышан». А про мост имени Кадырова и не вспоминайте - пусть себе стоит.

Впрочем, забыть про странное, мягко говоря, название моста через Дудергофский канал наверняка не дадут представители демократических сил. Многие общественные движения намерены и дальше добиваться отмены присвоения мосту имени героя Чечни. Спонтанные митинги и пикеты у моста до сих пор собираются - по принципу «вода камень точит». И, возможно, в какой-то момент «на самом верху» решат, что будет рациональнее присвоить мосту через Дудергофский канал, допустим, имя Анны Ахматовой. Так и горожанам спокойнее, и историческая справедливость будет восстановлена.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», 26 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии