Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.26
Евро 98.83
Юань 1.26

Сергей Абрамов: Бизнесменов надо растить со школьной скамьи

 фото из личного архива Сергея Абрамова фото из личного архива Сергея Абрамова Успешный молодой предприниматель рассказал W, почему подростки-бизнесмены в России - в диковинку 

Официально предпринимателем в России можно стать в 16 лет. Петербургский школьник Сергей Абрамов ждал своего 16-летия четыре года - именно столько он работал над своей бизнес-идеей.

- Сергей, получается, что ты и в 12 лет стал бы бизнесменом, если бы можно было?

- Но не стал, потому что, по закону, ИП при условии согласия родителей или опекунов можно зарегистрировать максимум в 16 лет. А с регистрацией ООО даже в этом возрасте могут возникнуть трудности. Мне пришлось задействовать юристов и искать дыры в законодательстве. Формально «что не запрещено, то разрешено», так что бизнес-возраст в РФ - с 16 лет.

- Расскажи о своем деле? Как возникла идея, как развивался «Блог школьного всезнайки»? Что мешало на начальных этапах, что помогало?

- Идея появилась в 4-м или 5-м классе. Я подрабатывал на катке в «Меге», там и познакомился с директором центра. Тогда возникла идея школьного телевидения. Школа у меня была немецкая, поэтому возможности для наполнения будущего канала были широкие. Руководство центра не возражало против финансирования, обучали меня в своей студии монтажу, видеосъемке, озвучке. Но, к сожалению, реализовать проект в школе не удалось. Зато мысли о том, что было бы интересно школьникам, засели крепко в голове. Самыми доступными оказались IT-технологии. Ими я и занялся вплотную. 

Что мешало? Знаний у меня тогда было очень мало. Я же школьник, какие тут могут быть знания в маркетинге или IT-технологиях? «Блог школьного Всезнайки» претерпел два ребрендинга. Помогала, в основном, интуиция. Чиновники очень давили - хотели превратить проект в коллективный. Но я, тем не менее, пошел по пути личностного бренда, потому что одному, как оказалось, продвигаться легче, чем толпой. Вот так примитивно, но учился находу. У нас ведь учат в школе математиков, химиков, биологов, но вот про обучение маркетингу, менеджменту, риторике как-то забыли. В какой-то простой форме, думаю, эти темы были бы полезны.

Очень помогало общение с людьми из бизнеса и госуправления. Учили, делились знаниями, опытом.

- Спонсоры твоего интернет-проекта для школьников - «Майкрософт», Российская венчурная компания и другие. Как так получилось? И легко ли школьнику вести партнерские отношения со взрослыми?

- С «Майкрософтом» познакомились на StartUp Weekend. Представитель компании  посоветовал не обращаться к инвесторам и предложил мне спонсирование. Российская венчурная компания, как госкорпорация, мыслит стратегически и одна из ее задач - формирование среды.

Сложно, конечно, вести переговоры на равных. Наше общение далеко от стереотипного, но когда начинают задумываться, вопросы исчезают сами. Уже сейчас многие топ-менеджеры понимают, что студенты свой выбор правильно или неправильно, но сделали, а выбирать лучших из них дорого, и велика конкуренция, и надо начинать работать со школьниками. Количество молодых специалистов снижается, мы в самом начале демографической ямы, а уровень квалификации низкий из-за слабой профориентации в школах и слабой подготовке в профессиональной системе образования.

Можно «зареформировать» высшую школу до полусмерти, поставить золотые унитазы в ПТУ, но пока школьники будут выбирать профессию на основе слухов и советов друзей, тестом на профориентацию проблему не решить. Нужно, как минимум, чтобы подросток знал о науке, изобретениях, производстве, профессиях, методах и сферах социализации.

- Сергей, а тебе удалось стать успешным бизнесменом в столь юном возрасте. Это как-то изменило твои отношения с окружающими? И есть ли у тебя время на обычную для подростка жизнь?

- Друзей немного, но дружим уже давно. Гуляем по городу, ездим за город, иногда собираемся у кого-то дома и играем или смотрим кино всю ночь. В промежутках - общаемся в соцсетях. Все, как у всех.

- Возможно, воспитывать детей, которые так рано начинают заниматься собственным делом и проявляют «чудеса самостоятельности», нужно как-то по-особенному? Как твои родители тебе помогали? В чем сейчас помогают?

- Откровенно, я против установки «начинай зарабатывать». Важнее формировать компетенции. Когда мне было лет пять, отец преподнес урок. После жалобы бабушки, что по дороге между банком и домом, я выклянчиваю половину пенсии на разные игрушки, отец запретил всем покупать мне недорогие игрушки. Ну, знаете, есть такие недорогие «мама купи машинку/робота». Мне стали выдавать карманные деньги.

Однажды купил в магазине какую-то игрушку и уже вышел на улицу, как стал сомневаться в покупке. Вроде дешевая игрушка, но денег стало меньше, чтобы накопить на дорого робота. Отец заметил сомнения и посоветовал вернуть игрушку и забрать деньги. Я помню, что у меня была такая легкость, когда вылетел из магазина с деньгами в кулаке. После - как отрезало. Уже стал понимать ценность товаров, услуг. Потом уже осознал, что копить долго и можно зарабатывать. Каталоги сотовой связи продавал.

Я еще сам не понимал, но карманные деньги тогда многое изменили. Но это нелегкая ноша. Выбиваешься из стереотипа, тебя пытаются привести к норме, решаешь недетские вопросы. Если бы не родители, то досталось бы мне (смеется).

- Про поддержку со стороны властей, конкурсы, гранты, субсидии? Есть ли они у тебя? Может, ты бы хотел, чтобы государство как-то особенно поддерживало молодых предпринимателей? Какие-то идеи на этот счет?

- «Блог школьного Всезнайки» поддерживает Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Проект «Вебинар на школьном сайте» (семинары в сети) поддерживает 8 регионов и Министерство образования и науки РФ рекомендует «использовать вебинары в учебном процессе».

Портал «Сетевичок» поддерживает Совет Федерации, Государственная Дума, 6 регионов, а также получил положительное экспертное заключение Министерства науки и образования РФ.

Бизнесу не надо мешать, а молодых предпринимателей надо учить, это будет правильно. Глупо субсидировать рискованные проекты. Это может лишь мое такое представление о поддержке со стороны государства, но легко не должно быть. Есть отдельные области, как государственно-частное партнерство или социальный бизнес, где возможна поддержка со стороны государства. Ну, по крайней мере это объяснимо.

- Где хочешь учиться после школы? О чем мечтаешь? Есть ли идеи для новых проектов?

- Куда поступать, пока не решил. Интересны социология, политология и менеджмент. Буду дальше работать по Блогу и по новым проектам: «Сетевичок» -  консультант для школьников по кибербезопасности, проект был финансово и организационно поддержан Лигой безопасного интернета, Школа предпринимательства для школьников «Bizteen.ru» при научно-методической поддержке факультета менеджмента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (массовое дистанционное образование). В следующем году запланировано направление events.

А мечта - океан и перерыв. У меня не было каникул последние 4 года. Все время работаю. Просто пустынный остров, посмотреть на океан в штиль и дикий шторм, и сразу домой. Ведь дел много.

- Спасибо, Сергей, пусть в наступившем году твоя мечта исполнится!

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вероника, продавец-консультант, 29 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии