Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 90.19
Евро 97.79
Юань 1.24

За детсадовца - 150 рублей, за школьника – 200 рублей

дети рисуют Фото: Вячеслав Прокофьев/Коммерсантъдети рисуют Фото: Вячеслав Прокофьев/Коммерсантъ OK-inform изучил систему организации так называемых «социальных конкурсов» - на примере проекта Национального совета социальной информации

В конце января закончится конкурс по социальному проектированию «Новое пространство России», поддержанный федеральной Общественной палатой. С учетом небольших премий и сомнительных требований к содержанию работ сложно представить себе образ среднестатистического участника этого мероприятия. OK-inform изучил на примере «Нового пространства России», для чего, на самом деле, проводятся подобные конкурсы?

Данный конкурс, например, организует Национальный совет социальной информации, который располагается в Петербурге, специализируется на коммерческих услугах в области рекламы и торгует рекламными местами в собственных детских газетах «Веселый светлячок» и «Ясное солнышко». Организация больше похожа на коммерческое предприятие с позиционированием как «социально ответственный бизнес».

На главной странице конкурса первая же надпись гласит: «С 2006 года Национальным советом социальной информации был учрежден и проводится ежегодный открытый Национальный конкурс социального проектирования «Новое пространство России». При этом сайт «Национального пространства» создан 5 мая 2009. Впрочем, на фоне громко заявленной миссии проекта такие нестыковки выглядят малозначащими.

Основная миссия - формирование социальных идеалов, определение новых социальных ценностей и решений социальных проблем в жизни личности и общества. Если верить официальному сайту, всё это очень нужно не только Общественной палате, но и МВД, Минобразования, Минспорту, МЧС, Госдуме и Московскому патриархату. Идеологическое обоснование проекта не убеждает, что он действительно нужен этим министерствам.

В разделе «Идеология» размещен очень общий и неконкретный текст, в котором вольным стилем смешиваются такие понятия как «идеология», «идеалы», «социальная реклама» и немножко буржуазной философии, призванной убедить участников, что все это очень важно для спасения страны.

Формат для формирования ценностей выбран очень удачный: конкурсанты должны прислать свои произведения, формирующие у других уважение к правовым нормам, справедливости, человеколюбию и доброй воле, в формате сочинения, плаката или видеоролика. Однако требования к этим сочинениям и видеороликам странные.

Допустим, видеоролик в 60 секунд еще может привить какие-то ценности и идеалы, если над ним работали действительно талантливые рекламисты, а не дети до 13 лет, как ожидают организаторы. А вот с рассказами не так все просто. Согласно положению о конкурсе, сочинение на тему одной из номинаций в форме бытовой истории, юмористической истории, исторического рассказа, притчи, сказки или фантастического рассказа должно быть не более одной печатной страницы. Рассказы такого объема скорее статистическое исключение в мире литературы. Кратко можно описать только простые решения, а они, как правило, уголовно наказуемы и осуждаемы обществом.

Однако участникам мало прислать свои работы на конкурс, за участие надо еще и заплатить.

Любопытно и то, что работы берутся без указания авторства работ в самих произведениях, а положение конкурса и другие документы на сайте не регулируют ответственность сторон. Куда дальше пойдут работы, организаторы указывают честно: направление работы на конкурс подразумевает передачу автором безвозмездного бессрочного авторского права на свои работы для их дальнейшего использования.

Однако участникам мало прислать свои работы на конкурс, за участие надо еще и заплатить. Для разных возрастных категорий председатель конкурсного комитета по фамилии Велихов, академик-секретарь отделения информационных технологий и вычислительных систем РАН и секретарь Совета Общественной палаты РФ, установил разную плату. Организаторы определяют четыре категории, в которых соревнуют конкурсанты – дети, дошкольники, молодежь и взрослые.

Оплачивать «расходы по регистрации заявки» должны все. Дошкольники должны оплатить 150 рублей за каждую присланную работу, дети – 200 рублей, молодежь – 350, взрослые – 900. На сайте не уточняется, почему регистрация в разных возрастных группах стоит по-разному, ведь процедура внесения в базы данных должна быть, по идее, стандартизированной. К тому же, раз человек платит деньги, совершает действие и получает возможный выигрыш – это лотерейная схема, а никак не конкурсная. Лотерейный характер мероприятия возлагает на организаторов совсем другую юридическую ответственность, включая уплату налогов. Могут ли дошкольники и дети вступать с кем бы то ни было в финансово-правовые отношения – отдельный юридически интересный момент.

После того, как участник конкурса безвозмездно отдаст свои авторские права Национальному совету социальной информации, он может в определенной мере рассчитывать на призы. Дошкольники за первое место получают фотоаппарат, за второе и третье – книги. Дети и молодежь в качестве главного выигрыша получают электронную книгу, за прочие места – флешки. Взрослые, взяв «золото», получают 5000, за серебро и бронзу – 3000. К тому же отдельным пунктом Положения указано, что жюри Конкурса оставляет за собой право не присуждать участникам звания победителей и не присуждать премий. На основании чего – умалчивается.

Уровень премий для конкурса, который претендует на гордое определение «Национальный», больше подошел бы конкурсу муниципальному, школьному, сельскому. Другими словами, если и появится в российской глубинке какой-нибудь доморощенный гений социального проектирования, который получает 6000-8000 в месяц, пришлет он несколько работ на конкурс, и может запросто повторить судьбу Михаила Федорова из села Александровка Тамбовской области. Напомним, в 1995 году этот учитель физкультуры обошел в конкурсе «Учитель года России — 1995» остальных 60 претендентов, продал все свое хозяйство, вплоть до последней коровы, купил билеты и поехал в Москву. В лучших традициях подобных мероприятий – получил только почетную грамоту.

Бизнес-измерение такого конкурса подсчитать вполне возможно. Хотя бы порядок цифр. В разделе «Благотворительность», где Национальный совет приглашает финансово поддержать участие детдомовских, инвалидов и заключенных колоний, есть некие намеки, на которых можно построить расчет.

Сумма, полученная по благотворительному каналу только на эти категории лиц, составляет 108 350 рублей.

За время прошлогоднего конкурса благотворители оплатили участие 254 конкурсных работ несовершеннолетних воспитанников детских домов, 173 конкурсные работы инвалидов и 18 конкурсных работ от лиц, находящихся в местах лишения свободы. Всего сумма, полученная по благотворительному каналу только на эти категории лиц, составляет 108 350 рублей. Все эти три категории - не основной массив участников конкурса. И если допустить, что Общественная палата России так или иначе финансово участвует в проведении конкурса, порядок доходов можно себе представить.

Если же добавить сюда приобретаемые права на использование рекламных плакатов, видеороликов и «рассказов», которые сами авторы передают организаторам, получается не конкурс, а какой-то бизнес-проект, обходящий по окупаемости и «Веселого светлячка» и проведение экспертной оценки на этичность, которой занимается Национальный совет социальной информации в свободное от конкурса время.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, педагог, 48 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии