Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.36
Евро 98.67
Юань 1.26

Михаил Хазин: Масштаб воровства сегодня превышает тот, что был в Российской Империи

 Вопрос ОК-информ: Михаил Леонидович, проблема полигонов твердых бытовых отходов и мусоропереработки является одним из острейших вопросов, волнующих общество. Во многих странах на мусоре зарабатывают, производят из него массу полезной продукции, вырабатывают энергию. Мы же от года к году лишь расширяем и увеличиваем количество свалок, которые отравляют воду и почву, горят, отравляя воздух. Почему передовые российские разработки по утилизации, успешно применяемые в других странах, не находят своего применения на родине? Неужели переработка без государственных дотаций не может стать прибыльным бизнесом?

 

- Дело в том, что любая хозяйственная деятельность на территориях осуществляется кланами. То есть, иными словами, существуют тесно сплоченные группы лиц, которые делят между собой выделяемые средства. А какая бы то ни было попытка что-то им вменить рассматривается исключительно как стремление либо отобрать у них деньги, либо перераспределить доходы.

«Классический пример - майские указы президента. Путин имел в виду, что необходимо повысить престиж и реальные зарплаты учителей. Чиновники это поняли по-своему: нужно сделать так, чтобы количество учителей, которые получают зарплату, стало меньше»

Решается эта проблема по-разному. В некоторых странах это делается путем избираемости мэров. Но, как показывает опыт, обычно такая практика ни к чему не приводит, потому что у каждого мэра есть своя компания, которая отвечает за мусор, за воду, еще за что-то. Она может принадлежать родственникам или быть аффилирована иным способом, и эти компании меняются после смены одного мэра другим.

Поскольку у нас двухпартийная система, то мэр-то может быть из первой или второй партии, то есть справиться с такого рода мафией на самом деле невероятно сложно… Далее. Существуют разного рода финансовые механизмы. Например, когда на федеральном уровне принимаются законы, требующие, чтобы на местах принимались какие-либо решения.

Грубо говоря, речь идет о том, чтобы там хоть что-нибудь делали. Но мы в предыдущем обсуждении говорили о том, что сегодняшнее российское чиновничество не заинтересовано ни в каких изменениях, потому что вводимые перемены требуют присутствие людей, которые принимают на себя ответственность. А базовый принцип чиновников - эту ответственность на себя не брать. И по этой причине вменить им какое бы то ни было содержательное действие практически невозможно. Если же такое все-таки происходит, все ставится с ног на голову.

И так во всех сферах. Классический пример - майские указы президента. Путин имел в виду, что необходимо повысить престиж и реальные зарплаты учителей. Чиновники это поняли по-своему: нужно сделать так, чтобы количество учителей, которые получают зарплату, стало меньше. Тогда при том же фонде каждый учитель будет больше получать. А то, что у педагогов при этом увеличивается нагрузка, чиновников не волнует вообще.

«У каждого мэра есть своя компания, которая отвечает за мусор, за воду, еще за что-то. Она может принадлежать родственникам или быть аффилирована иным способом, и эти компании меняются после смены одного мэра другим»

Скажу больше: они еще сделали замечательную штуку, при которой зарплата учителя зависит не от качества его работы, а исключительно от того, какие у него отношения с начальством. То есть начальник в любой ситуации получает довольно большие деньги, а дальше, как все понимают, он отдает часть суммы обратно тем, кто ему эти деньги выделил и кто его назначил; часть кладет в свой карман; и если что-то после всего этого осталось, оно-то и отходит учителю…

Теперь о внедрении технологий. Они у нас есть не только по обработке мусора. Мы имеем, к примеру, самые передовые в мире разработки очистки воды. Но несколько лет назад руководитель компании, владеющей этими технологиями, запретил выходить на тендеры, связанные с Водоканалом, которые проводит государственный орган. Почему? Просто в силу полной безнадежности этого действия. Все происходило примерно так: «Сейчас у меня ситуация очень простая, - сказал он. - Если кто-то из выигравших тендер ко мне, обращается, я готов сделать все, что нужно, практически "под ключ". Но обычно картина такая: сначала они ничего не делают, а потом хотят, чтобы я совершил чудо за очень маленькие деньги. Поэтому мы от этого отказываемся вообще».

Это абсолютно типовая ситуация. К слову, то же самое было и в Российской Империи в конце XIX - начале XX века. Тогда она, правда, сопровождалась еще одним обстоятельством - общество было сословным. Но, если посмотреть на ту идеологическую линию, которую продвигает сегодня российское чиновничество, несложно понять: эти люди очень хотят возродить монархию и сословное общество, чтобы как-то легитимизировать положение дел. И их желание вполне объяснимо, особенно если учесть, что масштаб воровства сегодня превышает тот, который был в Российской Империи.

Другое дело - мы помним, чем все это закончилось…

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, начинающий журналист, 22 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии