Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Моряки-подводники не понимают, на что уходит 23 миллиона рублей

 Затраты на оборону страны подозрительно высоки, ведь никто не собирается на нас нападать. Такую позицию озвучивают и журналисты, и министры.


Председатель Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников Игорь Курдин по этому поводу резонно замечает: «Американские подводные лодки ни на один день не прерывали боевое патрулирование с момента начала холодной войны. А теперь подумайте, куда и на что нацелены их ракеты. На каких-то мифических террористов? Нет, они нацелены туда же, куда смотрели и двадцать-тридцать лет назад».

Что и говорить, поговорка «Хочешь мира – готовься к войне» не устареет, наверное, никогда. Государственная программа вооружения в первую очередь обращает внимание на подводный флот. Ведь наша морская граница почти в четыре раза длиннее сухопутной. В 80-е годы, вспоминает адмирал Анатолий Комарицын, со стапелей ежегодно сходило как минимум по две новые подлодки. «Когда американцы обнаглели и стали подходить к нашим берегам, мы встали у Галапагосских островов, откуда подлётное время до Штатов составляло пять-семь минут. И они не знали, что делать, паниковали».

Страна Заходящего Cолнца

После перестройки про подводников надолго забыли, но сейчас ситуация меняется к лучшему. Уже к лету нынешнего года российский флот пополнится головным ракетоносцем К-535 «Юрий Долгорукий», а осенью вторым – К-550 «Александр Невский». Тогда же на воду спустят третий ракетоносец «Владимир Мономах» и начнут строительство четвёртого. В целом, до 2020 года планируется ввести в строй восемь ракетоносцев нового образца. Если учесть, что сроки службы шести имеющихся ракетоносцев "Дельфин", построенных ещё в советское время, продлены чуть ли не до 2030 года, картина вырисовывается оптимистичная.

Однако нынешнее состояние подводных сил пока плачевное. Главная проблема – нехватка многоцелевых лодок, способных действовать в различных условиях и необходимых для поддержки собственных и уничтожения вражеских подводных ракетоносцев в случае ядерной войны. Больше всего они нужны в Тихоокеанском регионе, где наши силы уступают по численности японским. Страна восходящего солнца располагает 18 современными дизельными лодками. Формально у нас их столько же, но далеко не все боеспособны, да и нет ни одной, построенной менее 15 лет назад.

Ростов-на-Балтике

Нуждается в подлодках и черноморский флот. В конце прошлого года на территории Адмиралтейских верфей Санкт-Петербурга началось строительство дизель-электрической подлодки «Ростов-на-Дону». Она была разработана на базе серии подводных лодок проекта 636 и предназначена служить на Черном море. Новая субмарина будет мощнее и маневреннее своих предшественниц, а кроме того, её оборудуют самыми современными системами навигации и связи. Лодка рассчитана на экипаж в 57 человек и может находиться в автономном плавании целых полтора месяца.

«Адмиралтейские верфи» всегда шагали в ногу со временем. И по сей день на предприятии успешно занимаются технологическим перевооружением страны. Этим обусловлено и то, сколько заказов поступает из-за рубежа. «В целом по стране до 2020 года в рамках рособоронзаказа государство разместит заказов более чем на 300 миллиардов рублей», – рассказал заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Козак, побывав на торжественной церемонии закладки субмарины.

Дураки в бочке

Но больше всего подводному флоту не хватает людей. «У нас кадры готовятся непонятно как. Нельзя набрать студентов после пятого курса военного училища, заманив их зарплатой, – объясняет адмирал, – даже если мы построим суперсовременные лодки, служить на них будет некому. Будет железная бочка, а в ней сто дураков».

«Подводная лодка – это прежде всего люди. Отбор подводников должен происходить с детского сада», – соглашается с адмиралом писатель-маринист, капитан II ранга Александр Покровский.

Вызывает вопросы кадровая политика на всех уровнях. «В Министерстве обороны должны быть профессионалы, а не менеджеры. Мы сейчас не можем набрать людей ни в академию, ни в училище», – объясняет адмирал.  По его словам, молодых выпускников нынче интересуют только деньги, а в море их много не заработаешь. Вот и получается, что лодок много, а моряков всё меньше.

Александр Покровский называет подводников «штучным товаром». Интересно, вписан ли этот «товар» в смету расходов на оборону, которая составляет ни много, ни мало 23 триллиона рублей. Будущее покажет, а пока будем надеяться, что для нашего флота снова настанут времена, о которых подводники вспоминают с трепетом и ностальгией.

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Филипп, консультант в сфере HoReCa, 40 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии