Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Городу-спутнику Петербурга предсказывают печальное будущее

город спутник южный город спутник южный По мнению экспертов, инвестпроект по созданию города Южный – хорошая и социально ориентированная идея лишь на первый взгляд: на практике город-спутник может оказаться не востребованным

На землях Пушкинского района появится город-спутник Петербурга Южный. Этот инвестиционный проект обсуждается не первый год. Его ведет управляющая компания «Старт девелопмент». Свои планы она представила 28 марта на публичных слушаниях по внесению изменения в Генплан Петербурга. Однако эксперты высказывают сразу несколько опасений по поводу строительство Южного. Главное из них – в том, что жилье в новых домах просто не будет распродано. Оно проиграет жилым территориям, которые возводятся неподалеку, во внешнем радиусе Кольцевой автодороги.

Уступка общественному мнению сделана

В Пушкинском районе на землях бывшего племзавода «Лесное», на территории площадью 2 тыс. га, по обе стороны Киевского шоссе, планируется строительство крупного стратегического инвестиционного проекта Петербурга - города-спутника Южный. Он рассчитан на население 134 тыс. человек.

При разработке проекта основные опасения жителей Пушкинского района вызывала судьба Кондакопшинского леса, или болота - местности, питающей исторические пруды бывших императорских пригородов: Царского Села и Павловска.

Но чиновники отреагировали на эту обеспокоенность уже через неделю: 5 апреля Комитет по градостроительству и архитектуре Смольного признал «целесообразным учесть пожелания горожан в вопросе сохранения Кондакопшинского леса». 

Однако природоохранный аспект - не единственный в перечне критики против строительства города-спутника Южный. Существует еще, например, вопрос о судьбе близлежащего военного аэродрома и авиаремонтного завода, который его обслуживает. Взлетная полоса аэродрома находится в 700 метрах от границы будущего жилищного строительства.

Еще одна проблема: огромную нагрузку придется принять Киевскому шоссе. С  заселением нового города число жителей Пушкинского района возрастет минимум в 2 раза.

Лакмусовая бумага экстенсивного развития

- Мы с конца 2012 года консультировали этот проект, - рассказывает Антон Финогенов,    директор института территориального планирования «Урбаника». - Он как лакмусовая бумага выявил весь комплекс проблем развития петербургской агломерации. Ведущая проблема - это экстенсивное развитие города. Огромные новые территории осваиваются под жилищное строительство. Застройка идет по периферии, тогда как пустующий «серый пояс» внутренних промышленных зон рассматривается как резерв под общественно-деловую застройку. 80% нового жилищного строительства ведется на территориях вдоль КАД, в Приморском и Красносельском районах города, в областных Кудрово, Мурино, Буграх и Славянке. Жилье возводится в формате многоэтажных домов в чистом поле. И надо задать вопрос: что будет с ними через 20-30 лет, если по отечественному градостроительному кодексу у инвестора нет мотивации заниматься прилегающими территориями? Нет и ни одного примера в западной практике, чтобы в подобных ситуациях получалось что-то путное. Это жилье неизбежно деградирует, подешевеет.

Но по прогнозам Финогенова, жилая зона Южного все равно проиграет жилищным проектам рядом с КАД. В Пушкинском районе за 20 лет намереваются возвести около 4 млн кв. м. жилплощади. Уже сейчас в радиусе КАД продают от 45 до 52 млн кв. м. жилья. Таким образом, объем потенциальных покупателей будет исчерпан еще до сдачи первых объектов Южного.

Неконкурентоспособность нового города-спутника будет связана и с нехваткой рабочих мест, полагает директор института «Урбанистики». Любое современное производство предоставляет не более 100-150 мест. По крайней мере, именно об этом свидетельствует опыт пришедших в город Пушкин западных предприятий.

К тому же, покупатели недвижимости в Южном вряд ли будут принадлежать к армии «синих воротничков». А «белым воротничкам» придется осуществлять ежедневные челночные поездки в Петербург и обратно. С этих позиций выгоды загородной жизни становятся сомнительными.        

Качества Южного еще сформулируют

«Спальник» или полноценный город? Эту дилемму должна разрешить творческая группа при Европейском университете в Петербурге. В мае она представит концепцию Южного горожанам, обещает архитектор Данияр Юсупов, член Градостроительного совета при правительстве Петербурга.

По словам Юсупова, в междисциплинарную группу, работающую по заказу УК «Старт девелопмент», вошли градостроители, экономисты и социологи. Они отмечают и позитивные качества будущего города-спутника.

Например, уже сейчас группа может опровергнуть тезис о нехватке рабочих мест. С трудовой занятостью в Южном таких серьезных проблем не будет, полагают эксперты.

- Любой супермаркет дает больше рабочих мест, чем завод, - напоминает архитектор Юсупов.

Также группа выдвинет предложение о размещении в Южном кампусов образовательных учреждений.

Всего 170 тысяч населения

Проект строительства Южного оценивается в 120 млрд рублей. Он охватит не только Петербург, но и земли Ленинградской области. Город-спутник частично разместят на территории областного Гатчинского района.

На севере границы микрорайоны города пройдут от Киевского шоссе до проектируемой объездной дороги вокруг Пушкинского аэродрома. С востока - вдоль Гатчинского шоссе, на юге и западе - по приграничной к Петербургу территории Ленинградской области.

Общее населения объединенных в одном сателлите горожан и жителей области может составить до 170 тыс. человек.

Материал по теме

Город и область не могут поделить свалку на Волхонке.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Андрей, военнослужащий, 21 год Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии